Підписатись
Відписатись

 
САМОПОНИМАНИЕ И САМОМАСТЕРСТВО

 

САМОПОНИМАНИЕ И САМОМАСТЕРСТВО

В ПРОЦЕССЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КОУЧИНГА

Живоглядов Ю.

г. Киев

         Каждый человек обладает огромными возможностями накопления знаний. Для их дальнейшего воплощения в профессиональную практику, мы ищем в себе подтверждения того, что эти знания – наши, собственные. Чем больше мы узнаем нового, тем лучше понимаем важность не столько процедур получения нового знания, сколько процедур его осмысления, порождения смысла. Глубокое понимание чего-либо – не есть чисто интеллектуальный процесс (мышление) и не приходит само-собой, накоплением опыта применения имеющегося уже знания, - оно невозможно без самопонимания.

         Новое знание о себе (самопознание), как результат ответа на вопросы  типа «Какой я?» или «Что я знаю о себе?», качественно отличаются от самопонимания («Почему я такой?») как переживания новых смыслов того, что человек уже знал о себе.

         Часто мы теряем много времени в ожидании «естественного» роста мастерства, появления качественных изменений в мышлении, состоянии, мотивации к работе, осознанности. Экзистенциальная традиция, которая утверждает непроницаемость бытия для мышления, невозможность его описания в понятиях, отрицает, также, возможность подобного «автоматического» преображения сознания вследствие накопления знания и роста понимания чего-либо «в мире».

           Экзистенциальная парадигма понимания позволяет уточнить психологическую суть феномена самопонимания. Она видит развитие – профессиональное и личное – как особую индивидуальную «практику», «усилие… превосхождения себя» (М. Мамардашвили, 1996). Целью данной практики (самомастерства) является овладение - в поиске своего бытия, своеобразия своей личности, - индивидуальными «секретами» осознавания. Поэтому, «наиболее перспективное направление психологического исследования проблемы самопонимания – это сочетание когнитивных и экзистенциональных способов анализа порождения смысла» (В.В. Знаков, 2008).

   Таким образом, процесс «знание/воплощение» (рост профессионального мастерства) и процесс само-мастерства – это две стороны одного целого. Эти процессы протекают одновременно - во взаимодействии экзистенциального опыта само-о-сознавания и когнитивных репрезентаций себя в мире, самопонимания.

    Оба эти процесса имеют свой внутренний источник. Чтобы его открыть в себе, нужно обнаружить «организующий принцип» самосознания и самопонимания - паттерн личного мастерства, который нужно открыть в самостоятельно поиске.

          «Экзистенциальный коучинг» - это название, которое для теоретиков «коучинга» является отражением его сути: стиль жизни, новый тип взаимоотношений человека с самим собой, с другим человеком и с жизнью в целом. Поскольку, основными принципами и категориями коучинга являются: осознавание своей ситуации, принятие ответственности за свою жизнь, исследование возможностей достижения целей и их осмысленности. «Коучинг - не техника, а метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия» (Д. Уитмор, 2001).

Коучинг, таким образом, и экзистенциально-ориентирован, и экзистенциально-наполнен.

КОНЦЕПЦИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КОУЧИНГА

Основные принципы и категории коучинга

>·        >осознавание своей ситуации

>·        >принятие ответственности за свою жизнь

>·        >исследование возможностей достижения поставленных целей и их осмысленности

>·        >процесс, в котором участвуют две стороны

>·        >коуч берется доставить своего клиента к его целям.

 

Методология коучинга

>·        > Не представляет собой классическую научную область (принципы коучинга основаны на передовых достижениях западной психологии и древней восточной мудрости).

>·        >Оба участника коучинга равны как два целостных субъекта перед многообразием возможностей, которые предстают перед ними при их совместном действии (проживании).

>·        >Совместное бытие порождает совместную заботу, принятие на себя совместной, разделенной ответственности.

>·        >Достижение целей субъектов происходит за счет раскрытия потенциала каждого участника. Одно из базовых понятий коучинга — «вызов», под которым понимается такая проблематизация текущего состояния клиента, которая направляет его в будущее, отталкивает от настоящего. Коуч должен создать ему ситуацию устремления вперед.

>·        >Процесс целеполагания тесно связывается с нахождением смысла ситуации (как совместный с коучем поиск, предполагающий, иногда, готовность к работе «более глубокой», чем предполагалось сначала).
>
>

Параллели экзистенциального коучинга с воззрениями С. Кьеркегора, В. Франкла и других основоположников экзистенциальной мысли можно выразить как «развивающее взаимодействие»: не только горизонтальное, но и вертикальное, с восхождением к духовным измерениям бытия. Это:

 

1. Признание взаимосвязанной природы человека (inter-relatedness).
Принцип взаимосвязанности является основой экзистенциального мышления и является переживаемым феноменом. В процессе экзистенциального коучинга происходит исследование этого феномена в контексте жизни клиента и отношений с коучем.

2. Неизбежность неопределенности (uncertainty).
Так как взаимосвязанность трудно поддается контролю (в ней всегда присутствуют Другие, неподвластные нам), универсальным условием существования становится неопределенность отношений с миром. Она является прямым следствием взаимосвязанной природы человека.
3. Универсальность экзистенциальной тревоги.
Неопределенность порождает состояние тревоги. Неизбежность неопределенности также делает тревогу универсальным человеческим переживанием. Оно перед человеком ставит один из главных вопросов, касающихся повседневного существования — как сосуществовать, жить с тревогой, с учетом того, что она сопровождает практически все значимые человеческие переживания — свободу, любовь, поиск смысла и т.п.
(Э. Спинелли, 2003).

Идея личности в экзистенциальном коучинге задана в ее первоначальном смысле: ипостаси, прообразе трех Лиц Божества. То есть, как

>·        >реальность, находящаяся в особом онтологическом процессе становления или претворения;

>·        >которая описывается не тем, чем является человек, а тем, чем он стремится стать (модальность долженствования);

>·        >и которая отделена от индивидуальности онтологическим отстоянием, выступает как искомое для индивидуальности («предличности») задание (например, установление личных отношений человека с Богом).

 

В практике коучинга на первый план выступают атрибуты этого понятия («личность»), которые связаны смыслами современного персонализма:

>·        >нечто суверенное, самостоятельное, что не может управляться чем-то внешним;

>·        >ее смысл и ценности онтологически полностью явлены, предельно открыты;

>·        >ей свойственна «наделенность» энергиями и «самодвижность», способность к активности и многообразным проявлениям.
>
>

Схема «личность = синергия» позволяет представить «пространство» экзистенции как таковое, в котором происходит взаимодействие людей в предстоянии перед своим жизненным пределом.

 

Пространство экзистенциального коучинга, таким образом, следующее:

>·        >точкой опоры является смысл заказа, а не сам заказ (повышение зарплаты или повышение доходности компании);

>·        >совместное предстояние, а не совместное бытие;

>·        >преображение в Личности, а не со-бытие индивидов.

 

Осознанность изменений

Конечная цель коуча - помочь клиенту измениться самому или изменить свою жизнь (что практически означает одно и то же) в желаемом направлении, - рассматривает изменения как одну из неизбежностей жизни, как модус человеческого существования. Изменения, за которыми люди обращаются к коучу, являются индивидуальными, тесно привязанными к жизненным и профессиональным контекстам клиентов. В экзистенциальном коучинге, помимо достижения поставленных клиентом целей, ставится задача осознания клиентом тех главных составляющих жизни, которых достаточно для чувства заполненности, насыщенности жизни. Это принятие ответственности за происходящее в жизни; прояснение желаний и их отделение от фантазий и мечтаний; реализация в жизни последовательности «хочу — могу — делаю», уменьшение зацикленности клиента на себе, увеличение открытости окружающему миру.

           Р. Кочюнас (2007) рассматривает ключевые векторы развивающего взаимодействия которые позволяют определить «границы понимания» в коучинге:

• Отказ от поиска безопасности в зависимости и принятие тревоги, порождаемой выбором движения, развития, изменений.

• Раскрытие чрезмерного участия других в определении собственной идентичности.
• Раскрытие чрезмерной зависимости от прошлого опыта, «застревания» в событиях и переживаниях прошлого.

• Возможность принятия и интеграции в свою жизнь данностей существования: понимание того, что многое в жизни изменить невозможно, но всегда существует возможность изменения своего отношения к этому.

 • Умение жить в настоящем, постоянно открытом в сторону будущего, с учетом прошлого опыта; понимание, что жить в настоящем мешает чрезмерная увлеченность прошлым, чрезмерное внимание к планированию будущего и попытки одновременно заниматься многими вещами.

• Принятие ограничений, не теряя чувства собственной ценности; понимание, что можно быть ценным, не будучи совершенным.

 

Изменения и развитие: расширение сознания

          «Реальные открытия в путешествии состоят не в том, чтобы увидеть новые земли, а в приобретении новых глаз» (М.Пруст). Коучинг не занимается лечением, но строится на убеждении, что человек «излечивается» сам, когда наступают значимые сдвиги в его мировоззрении, когда он более реалистично понимает свою жизнь. Развивающие изменения наступают, когда человек начинает видеть целостность своей жизненной ситуации. Они, по сути, являются результатом расширения сознания. Вследствие расширения поля сознания, в мировоззрении клиентов происходят изменения (с благодарностью РимасуКочюнасу):

• Мы являемся конечными во времени существами, т.е. обладаем ограниченным временем для построения своей жизни и реализации себя в ней.
• Мы свободны в выборе что-то делать или ничего не делать - отказ действовать тоже является выбором, решением.

• Так как мы выбираем, мы обладаем возможностью в определенной степени создавать свою судьбу.

• Смыслы не появляются автоматически; осмысленность жизни является результатом наших поисков и определения своих уникальных целей.

• Существенной составляющей частью нашей жизни является экзистенциальная тревога, сопровождающая осознание своей свободы.

• Расширяя круг возможностей выбора, мы увеличиваем и степень своей ответственности за осмысленность выборов.

• Нам неизбежно и постоянно угрожает одиночество, изоляция, вина, бессмысленность и чувство опустошенности.

• Будучи экзистенциально одинокими, мы обладаем постоянной возможностью быть с другими.

 

СТРАТЕГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КОУЧИНГА

 

1. Прояснение желаний и намерений клиента. Процесс коучинга начинается с прояснения желаний клиента, что именно клиент хотел бы реально что-то изменить. И как конкретно. Это касается тех, прежде всего, которые изначально только смутно представляют, чего именно они хотели бы от коуча. Очень важно подробно обсудить, насколько это именно его желания и намерения (а не его близких или руководства). Пока не появляется уверенность, что то, чего клиент хотел бы достичь или выбрать, является именно тем, чего он действительно хочет.

Для обеспечения интенсивности работы, коуч может сфокусировать внимание клиента на трех вопросах (Ф. Перлз): что чувствуешь? чего хочешь? что делаешь? Еще более значимыми, чем желания, являются намерения клиента. Желания больше отражают то, что клиенты хотели бы видеть как часть своего будущего, поэтому они оторваны от прошлого, несут малый энергетический потенциал. В намерениях присутствует активная связь между прошлым и будущим, они в большей мере отражают готовность к активным действиям — принятию решений и их реализации.
             2. Подготовка жизненных выборов и решений. Мостиком между желаниями-намерениями и жизненным действием является выбор и принятие решения. Выбрать и решить бывает сложно, поскольку, что-то выбирая, всегда приходится от чего-то отказываться. Ситуация еще усложняется, когда альтернативы кажутся равнозначными. Решиться на что-то часто мешают и сомнения — «а что будет, если...». На пути к принятию решений по поводу желаемых изменений, - работа с проживанием сомнений, рациональный их анализ, исследование альтернатив и возможных последствий тех или иных выборов, обнаружение уже, возможно, сделанных решений, которые находятся вне фокуса сознания.

3. Осуществление решений (действия клиента). Существенно важным считается превращение решений в конкретные действия. Можно вспомнить высказывание С. Кьеркегора, что истина создается действием. Вместе с тем, экзистенциальный коучинг отдает предпочтение скорее обдуманным, чем спонтанным действиям. Чрезмерная поспешность в стремлении многое изменить в своей жизни свидетельствует о недостаточном созревании этих изменений; это может создать новые жизненные трудности. Важна сознательность действий. Поэтому в экзистенциальном коучинге больше заботятся не о действии как таковом, а о его смысле. Жизненное действие считается осмысленным, если клиент понимает, ради чего или кого он решается что-то делать, чего ожидает, как связывает свои действия с продвижением в решении своих трудностей, какие опасности скрываются за его действиями и к каким нежелательным последствиям они могут привести.
>
>

  Автором разработан проект проведения экзистенциального коучинга с психологами-практиками.  В котором рассматривается важный для каждого профессионала вопрос: подлинности, внутренней открытости себе, честности перед собой в отношении своей деятельности. Ценность данного качества – это и ценность всей жизни, поскольку наша жизнь насквозь пронизана тревожным переживанием того, что это «наша жизнь»; это и ценность нашего будущего, того, что мы еще только намереваемся создать, нашего энтузиазма и устремленности, - поскольку переживание аутентичности вносит в работу огромный потенциал творчества и энергии.

           Исходный материал для данного проекта накоплен автором в процессе многолетней практики коучингов «лидерства» и «смысла жизни». Этот опыт, затем, интегрировался в модель «аутентичного лидерства», направленного на согласование продуктивности (качества профессиональных действий в той или иной ситуации) с внутренним источником вдохновленности и творчества (самопонимания и самовыражения).

 

          Для автора нет сомнений в том, что проблема лидерства – центральная в современном мире. Нам действительно не хватает Лидеров – как в бизнесе или политике, так и в таких профессиональных группах, как психотерапевты, консультанты, общественные деятели. Поэтому, автор и предлагает накопленный опыт в данной области для практикующих психологов и тренеров – в качестве того, чем они могут ответить своим клиентам на данный вызов времени. А именно: помогать людям, решившимся на лидерство, реализовать этот выбор. Проблема аутентичности, в то же время – это тема, важная для профессионального роста самих практикующих психологов, тренеров и пр.

Поскольку данный проект ориентирован на специалистов, имеющих профессиональную подготовку и практический опыт, участникам предлагается посмотреть по-новому на те затруднения, которые приводят людей на консультацию или терапию.  Что предлагает экзистенциальная философия и психология учесть профессионалам? Во что они верят, когда помогают другим? И – как живут сами? Какое место «теоретическое» занимает в нашей жизни и нашей работе? Можем ли мы дать нашим клиентам что-то, что «вне» теорий, которыми мы сами описываем свою работу с ними? Должны ли мы держаться за идеи «подхода» и в какой степени?

 Собственные ответы на эти и другие вопросы, связанные с условиями человеческого существования, участники проекта могут «сверять» с размышлениями экзистенциальных философов. Чтобы что-то взять из них: и в свою работу, и в свою жизнь. Чтобы с их помощью что-то найти в себе, собственных усилиях жить пристойно. Чтобы бросить привычку подгонять все под шаблон патологии или недостаточности. Чтобы посмотреть на свои собственные жизненные сражения с уважением и восхищением перед сложностью бытия. Чтобы хотя бы попытаться создать в своей жизни новое пространство для себя…

Общая тематическая рамка первого модуля проекта (Кьеркегор и Ницше): «знание» и «понимание». Самопознание и самопонимание; концепция мира, себя, жизни; субъективность; конечность и бесконечность; тревога, отчаяние и правда; саморазвитие и радость жизни. Аутентичность и продуктивность.

Второй и третий модули тематизированы экзистенциальным пониманием сознания. «Сознание… это абсолютная пустота» (Сартр).  «Бессознательное» как предмет веры; инстинктивное; заученное и не заученное; придуманное и воображенное; «вытесненное»; намеренное и неумышленное; выраженное словами и подразумеваемое; предположения; последствия; неизвестное, невидимое, интуитивное, скрытое; контекстуальное и систематическое.

Четвертый модуль тематизирован экзистенциальными идеями развития, изменения собственного «я». Принцип «эго-центрированности»; самоуважение и самоценность; изменение, ограничения и примирение со стесненными обстоятельствами; суждение о смыслах и ценностях; «игра» версиями реальности; принятие решения; «я» в отношениях; сознание как центр собственного «я»; эмоции и направление.

Пятый и шестой модули будут, в основном, состоять из практики навыков «самомастерства»: навыкам «понимания» (по М. Хайдеггеру) и осознанных действий в мире. «Внешнее» и «внутреннее», «центровка», внимательность, приверженность, направленность и рефлексия.

Литература:

>1.                 >Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

>2.                 >Знаков В.В. Мышление, самосознание и самопонимание. М., 2008.

>3.                 >УитморДж. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом. М., 2001.

>4.                 >Спинелли Э. Материалы семинара по экзистенциальной психотерапии. Бирштонас, Литва, 2003.

>5.                 >Кочюнас Р. Контуры экзистенциальной психотерапии. Ростов-на-Дону, 2007.

 

 

 

 

Перейти до дискусійного клубу(прохання вказати назву статті)
Архів новин  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017