Підписатись
Відписатись

 

УРОКИ НЕИЗБЕЖНОГО.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕННАЯ И ОБУСЛОВЛЕННАЯ СУДЬБА.

Светлана Кириченко

г. Черкассы

Статья посвящена концепции предопределенной и обусловленной судьбы в теории позитивной психотерапии, способности их различения и опыту неизбежных потерь как пути развития духовности.

 

Уроки неизбежного.

(притча)

 

         Пророк Илия потерял самое дорогое: во время пожара в городе сгорел его дом, сгорела книга, которую он писал – дело его жизни, погибла женщина, которую он любил. Илия был в полном отчаянии. И когда ему явился Ангел, он гневно воскликнул:

         - Почему Бог для своей Книги Жизни выбирает трагедию?!

         - Ты не понимаешь, что говоришь – ответил Ангел – нет никакой трагедии, есть только неизбежное. Нужно только научиться различать, что вечно, а что – преходяще.

         - Что преходяще? – спросил Илия.

         - Неизбежное.

         - А что вечно?

         - Уроки неизбежного.

 

         Потери, связанные с приобретениями, приобретения, влекущие за собой потери…

         Умение видеть в каждом событие и то и другое – одна из составляющих позитум – подхода – целостного, сбалансированного восприятия действительности. В масштабах человеческой жизни это вопросы о том, на что мы можем влиять, что мы можем изменять, а что нужно принять, с чем необходимо смириться.

         Концепция судьбы в позитивной психотерапии представлена в понятиях предопределенной и обусловленной (условной) судьбы.

         «Предопределенной судьбой мы называем неизбежное. Каждый рождается и умирает; никто не может избежать этих событий. Условная же судьба имеет собственную историю; этой судьбы можно было избежать, ее можно было или все еще можно изменить. Следующий пример может проиллюстрировать взаимосвязь между предопределенной и условной судьбой. Предопределенная судьба свечи состоит в том, что ее воск, сгорая, исчезает, следовательно, ее конечная смерть, - участь, которой нельзя избежать. А ее условная судьба может быть иной: когда свеча еще довольно высока, внезапный порыв ветра может погасить ее пламя. Это вопрос условной судьбы, так как можно было бы найти несколько способов уберечь свечу от затухания». <3, 28>.

         Итак, обусловленная судьба – это то, на что мы можем влиять, что мы можем изменять, что мы можем выбирать. Мы свободны в своем выборе, но при этом несем ответственность за его последствия. Выбор всегда связан с потерей, с ограничениями. Выбирая что-то одно, мы ограничиваем себя в другом. Например, выбирая материнство, мы добровольно отказываемся от части свободы, от карьеры, от привычных удовольствий и т.п.

         В психотерапевтической работе с экзистенциальной тематикой важно научить клиента видеть за выбором потери, за потерями – приобретения. Еще важнее и сложнее научить различать предопределенную и обусловленную судьбу: что изменять, а что принимать. В связи с этим мне вспоминается известная молитва:

         «О, Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить; мужество, чтобы принять то, что я не могу изменить и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

         Принятие и смирение в ситуациях неизбежного так же важны как выбор и ответственность в случае обусловленной судьбы.

         «Все человеческое обусловлено. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно поднимается над своей собственной обусловленностью, преодолевая ее, «трансцендируя» ее. Тем самым человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия»

<4, 111>.

         Принятие и смирение – это не пассивность, это тоже выбор, это духовная, в высшей степени человеческая, позиция по отношению к неизбежному. Именно реакция человека на ограничение его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. В логотерапии (В. Франкл) они называются «ценностями отношения» и образуют так называемую «трагическую» триаду: отношение к боли, отношение к вине и отношение к смерти. Сталкиваясь с предопределенной судьбой и вынужденный ее принимать, человек все же имеет возможность реализовать ценности отношений. То, как он принимает тяготы жизни, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, - все это является мерой того, на сколько он состоялся как человек.

         Мне приходилось работать с различными родительскими группами: с родителями трудных подростков, с родителями многодетных семей, с родителями первоклассников, со смешанной родительской группой, с родителями детей – инвалидов (аутизм, болезнь Дауна, ДЦП и др.). и именно работа с родителями детей – инвалидов запомнилась мне необычайной атмосферой надежды и принятия, силой духа людей, принявших свою судьбу, способных радоваться жизни и любить своих детей такими, какие они есть.

         Перефразируя известное высказывание Н. Пезешкиана, я могу утверждать, что человек здоров и счастлив не только тогда, когда он умеет решать свои проблемы, но и когда он умеет принимать «неразрешимые» ситуации и смиряться перед неизбежным.

         Коэффициент счастья (К.с.) можно представить, таким образом, в виде отношения обусловленной судьбы (О.с.) к предопределенной (П.с.):

           О.с.      Выбор + Ответственность

К.с. = ------ = -----------------------------------

           П.с.        Принятие + Смирение

 

>>         Свобода выбора и ответственность являются определяющими в ощущении счастья, но и без принятия и смирения оно невозможно. Когда знаменатель равен нулю, дробь теряет смысл. Поэтому важно поддерживать баланс между Выбором и Ответственностью, Принятием и Смирением (оптимально, когда К.с.        1). Единица – это не просто число, это символ единства и целостности: быть равным себе, осуществиться («осуществление, несмотря на неудачу» - В. Франкл), быть в согласии с собой «ибо для счастья важнее всего согласие с собой».

         Эта формула не является строго математической, это просто попытка «алгеброй гармонию проверить», выражение принципов надежды и баланса в работе с потерями и ограничениями.

         Принцип же консультирования традиционно реализуется с помощью пятиступенчатой модели Н. Пезешкиана.

 

Алгоритм использования пятиступенчатой модели помощи для работы с потерями в концепции предопределенной и обусловленной судьбы.

 

>1.     >Стадия дистанцирования/наблюдения.

 

- Составить список своих потерь и ограничений.

- Выделить переработанные потери (вспомнить, как справлялся (лась) с ними раньше).

- Выделить непереработанные потери (Как с ними справляются другие?).

- Чему учат эти потери и ограничения?

- Пословицы, поговорки, притчи, истории, связанные с потерями.

 

>2.     >Стадия инвентаризации.

 

- Выделить в списке, что можно изменить, а что нужно принять.

- Что легче принимать, а что труднее?

- Какие способности развиваются, благодаря этим потерям?

- Какие способности помогают справляться с потерями и ограничениями?

 

>3.     >Стадия ситуативного ободрения.

 

- За что благодарен (на) себе?

- За что благодарен (на) другим?

- За что благодарен (на) судьбе?

 

>4.     >Стадия вербализации.

 

- Отреагирование непереработанных потерь с помощью психодраматических, арттерапевтических и др. техник.

- Переосмысление потерь с помощью расширения концепций.

- Изменение отношения к неизбежной потере, «подняться над ситуацией», «занять позицию» по отношению к ней (логотерапия).

 

>5.     >Стадия расширения целей.

- Новые возможности, открывающиеся в связи с потерей.

- Смыслы и ценности, выходящие за пределы жизни отдельного человека (работа со сферой Пра – Мы).

- Жизненные цели на ближайшее время, на год, на 5 лет, на остаток жизни.

 

 

         Опыт неизбежных потерь и их преодоление путем принятия и смирения ведет к развитию духовности личности, духовности, связанной с естественной религиозностью, присущей каждому человеку.

         «Над тем, что разделяет традиции, содержания веры и религиозные ритуалы, есть религиозный опыт и религиозная позиция, которые являются личными, не зависящими от религии группы. Она связана с общим для всех людей познанием мира и тех пределов, которые он для нас устанавливает. Поскольку эта религиозная позиция одинаково доступна каждому, ее можно назвать естественной религией» <5>.

         Здесь не может быть превосходства одной религии над другой, нет притязаний на власть, нет пропаганды. Здесь каждый сам по себе. Поэтому естественная религия объединяет. Естественная религия – это личное достижение, и, может быть, наивысшее. <5>.

         Чем глубже мы погружаемся в тайны мироздания, тем отчетливее ощущаем границы своих возможностей на этом пути. И согласие с границами, которые устанавливает для нас познаваемая действительность, без желания их уничтожить или преступить – это в высшей степени религиозно, но при этом естественно и смиренно.

         Естественная религия требует от человека отказа от желания влиять и властвовать. И в этом она сходна с гуманистическим направлением психотерапии, которое предпочитает воздействию на человека  взаимодействие с ним.

         В вопросах предопределенной судьбы – это замена позиции магическим образом преодолеть реальность смерти, старения, болезни, позицией, которая смиряется с этими реальностями и именно благодаря этому находит дорогу обратно к своему собственному: к собственному величию и силе, к собственной жизни, здоровью и счастью.

 

Литература:

>1.     >Н. Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия»: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1996. – 464 с.

>2.     >Н. Пезешкиан Материалы: Действия при потере. Всемирный конгресс по психотерапии. Вена, 2002.

>3.     >Н. Пезешкиан Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт.

>4.     >В. Франкл Человек в поисках смысла; Сборник. Пер с нем. и англ. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

>5.     >Практика семейной расстановки: Системные решения по Берту Хеллингеру (составитель Г. Вебер) / Пер. с нем. – М.: Международный институт консультирования и системных решений; Высшая школа психологии, 2004. – 384 с.

>6.     >К. – Г. Юнг Дух и жизнь. Сборник. Пер. с нем. – М.: Практика, 1996. – 560 с.

>7.     >И. Ялом. «Экзистенциальна психотерапия». Пер. с англ.: Класс, 1999. – 576 с.

Перейти до дискусійного клубу(прохання вказати назву статті)
Архів новин  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017