Підписатись
Відписатись

 
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КРИЗИС ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КРИЗИС ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

канд. исскус. Паламарчук С.В.

г. Запорожье

 

     « Странные люди заполнили весь этот город…»

                   Светлая мечта авторской песни…

 

Казалось бы совершилось! Бесследно исчезли ненавистные романтическому сознанию 60-х «люди-винтики,люди-шурупчики». Теперь,если вдруг понадобится что-нибудь надежно привинтить,последняя,но хрупкая надежда(вроде бы уже и там не без того) - импортировать из Северной Кореи.

Где она тусклая серая повседневность,унылая буржуазная предсказуемость обыденщины.Вокруг сплошной карнавал-политические лидеры блещут канканом в праздничных шоу,порноактрисы покоряют умы интеллектуальными бестселлерами,модные художники воздвигают пирамиды из штампованных консервных банок…

Все краскиослепительно ярки,ритмы-ускоренноэкстатичны,уже не каждый день,а каждая минута –сюрприз,таинственный подарок в хрустящей глянцевой упаковке…

Только что-то незаметна радость на лицах участников,все громче одышка,все чаще брюзжание,а,вместо благодарности Жизни - наконец-то наполнившей скорлупку бытия современного человека –претензии и жалобы- «Никому нельзя верить…», «Ни на кого нельзя положиться…», «Вокруг одни идиоты…», «Я никому не нужен…», «Мир сошел с ума…».

Попробуем коротко проследить основные моменты современной ситуации сотворчества( а именно сотворчество и есть в нашем понимании –Жизнь,независимо от того осознаем мы это или нет) качестве контекста выберем процесс социальной идентификации личности.

В идущей от Адама и Евы цепочке социального партнерства - «социальная дифференциация- социальная специализация-социальная профессионализация-социальная интеграция-социальное поощрение - социальная рефлексия –социальный выбор» системообразующим является представление о взаимной дополнительности ресурсов субъектов процесса.Именно внятность,значимость и потенциальная доступность того,чем  обладает предмет нашего влечения представляет основу мотивации,включающей нас в процесс коммуникации.

Отвлекаясь от специфических особенностей  конкретных описательных моделей и парадигм,вынужденно игнорируя многообразие концепций,критериев и тональности суждений современное кризисное общество достаточно точно характеризуется следующим набором параметров:

1.Принципиальная непредсказуемость поведения партнеров не только и не столько в конкретных ситуациях,но прежде всего в целостном позиционировании личности– трепетная, романтическая любовница на следующий день предстает и,что самое забавное,искренне «переживает» себя как пуленепроницаемая бизнес – леди,хищный банкир – поэтом с нетрадиционной сексуальной ориентацией и.т.д.

2.Неэффективность или полное разрушение мотивационных механизмов-причем как по отношению к партнеру,группе,так и по отношению к своим собственным задачам- « От них невозможно ничего добиться»,«Ничего не могу с собой поделать».

3.Маргинальное поведение становится доминируюшим.Постепенно снимается само понятие девиантности практически по любым социальным шкалам.Наиболее фантастический(практически исключительно умозрительный) персонаж сегодня- нормальный здоровый человек.

4.Невротическое поведение как норма жизни – «Скажи кто твой невроз и я скажу кто ты».Стержневой характеристикой восприятия себя становитсямои проблемы»-где и что хочу,но не могу,не имею права,должен,но не хочу и пр.

5.Утрата социально разделяемых,согласованных иерархий –эстетических,  нравственных,бытовых- бал правит « А мне так нравится!».

6.Эмоциональная гглухота,невосприимчивость  к состояниям«другого»,порождаемая как отсутствием  подобной потребности  так и дефицитом опыта, навыков сопереживания.

7.Иррациональность движущих импульсов,оценок,реакций.

Наиболее частые и,как правило обреченные на отсутствие ответа вопросы к партнеру,в ситуациях вырывающихся за пределы социальных автоматизмов,- «Нукак ты мог,ну почему?».

Итог- хаос, абурд-как наиболее популярные символы современного мира в том числе в таких рациональных и прагматичных сферах как менеджмент,экономика.

Что же в самом процессе «Я» идентификации и структуре личностной идентичности порождает описанные выше феномены?

 В ХХI веке  в центре социальной рефлексии как в сфере художественной культуры, так и в системе научного знания оказалась проблема, которая ХХ веком была только обозначена – кризис «Я» идентификации.

Поиск ответа на вопрос «Кто я?» перестал быть уделом изощренных мыслителей и превратился в ежедневный мучительный и, в основном, безуспешный процесс поглощающий современного человека.

Прямым выражением этих перемен стал бум психологического и эзотерического знания – школ и технологий, дающих или, хотя бы, обещающих возможность получить внятное представление о себе в системе окружающего мира.

Личностный ресурс, скрывающийся за взаимосвязанными и взаимоперетекающими понятиями (восприятие себя, самооценка, представления о себе, «Я»-образ, «Я»-концепция, «Я»-идентификация) является базовым, то есть, в конечном счете определяющим как процесс социальных взаимодействий конкретной личности, так и систему социальных отношений в целом.

 Потенциал, определенность, границы представления человека о себе являются как итогом всей суммы предшествующих социальных контактов, так и прогнозом, то есть, определяют цели, способы, стратегии, программы его дальнейшей социальной самореализации. Иными словами, состояние, содержание «Я»-идентификации является наиболее значимым фактором, определяющим актуальное развитие иных социальных механизмов. Наиболее очевидна, особенно для практиков менеджмента, педагогики, психотерапии взаимосвязь как на индивидуальном, так и на групповом уровне ресурса «Я»-идентификации с такими характеристиками как социальная ответственность, стабильность, управляемость, зрелость.

Естественно, целенаправленное формирование личностной идентичности, формирование соответствующей системы внутренних информационных фильтров – традиционное и мощное средство социализации на всех этапах исторического развития. «Ты же мужчина…», «…в нашем роду все (никто)…», «…как ты мог…»  - эти гипнотические программы в целом надежно (до ХХ века) обеспечивали для индивида внятное описание его как в настоящем, так и в будущем.

В качестве средств «ввода» программ личностной идентичности, кроме прямого внушения, использовались ритуалы, нормативные формы поведения, социальные касты и, главное (!) механизм обратной связи, возникающий в непосредственных межличностных отношениях.

 

Представление о собственном «Я» формируется в результате сложного взаимодействия следующих основных социальных механизмов:

>1.     >« Мы» и «Они»- разделяемая и отвергаемая общность.Отметим нарастание в любых парнерских отношениях(политика,бизнес,брак)-волны жалоб –я то думал,что ты –«Мы»,а ты оказался «Они».

>2.     >Переживание тождественности происходящего собственной целостности- это – мое,я- в этом,это- во мне.

>3.     >Направленные на нас ожидания – от« Будь всем,что можешь»,через «Стань таким как я хочу» до «Ноги уберите пожалуйста..»

>4.     > Обратная связь-«Да,милый да» - «Какого черта ты..?»

>5.     >Доступ к собственным внутренним потребностям. Удельный вес и значимость внутреннего движения  по сравнению с внедряемыми извне программами.

Достаточно очевидно, что в информационном обществе все перечисленные факторы подверглись радикальным изменениям, оказались деформированы или разрушены. Отсутствие нормативного поведения, приоритет «близких целей», невозможность переработать, интегрировать, иерархически выстроить поступающие социальные сигналы с каждым днем порождают все большую случайность, необязательность, хаотичность как конкретных поведенческих актов, так, и тем более, реакций на другого человека.

Личность, лишенная надежной системы социальных зеркал, естественно, пытается найти им замену в наиболее простых и наглядных способах измерения  и фиксации своего «Я». Наиболее типичны из них – «Я»-владелец, результат – «Я» - поднял, построил, вхожесть в сообщество, статус – «Я» - состою, являюсь. Сами по себе эти идентификаторы служили и раньше, но в большей степени как средство самореализации, а не познания «Я». Будучи оторваны от эмоционально переживаемой собственной целостной идентичности, они порождают непрерывную цепь разочарований и социальной апатии.

Возможно наиболее трагичный и,увы,распространенный вариант - представление о собственной идентичности выстраивается на основе одного двух выделяемых и поощряемых извне признаков-«весельчак», «эффектная блондинка».Результат - невероятно странное для наблюдателя, но закономерное для носителя этой идентичности следствие –отчаянный протест против восприятия себя исключительно в качестве обладателя этих признаков и беспощадная их эксплуатация. Эта модель,естественно,господствующая в шоу-бизнесе и,глядя на  одномерность его персонажей,непредставима и ужасна мысль,о том,что у них есть и какие-то иные человеческие измерения. Возможно поэтому информация о их вкусах и привычках так упоенно запрашивается и с таким удовольствием(конечно жестко фильтрованная по отношению к базовым признакам) сообщается интервьюерам.

Опыт тренера и консультанта показывает,что нараставшая жадность в поисках и подтвержденияхсуществования,значимости,привлекательности собственной индивидуальности начинает сменяться недоумением -а про какой собственно внутренний потенциал идет речь.Если бы новая генерация смогла бы осознать и озвучить происходящее внутри индивида,оно бы,возможно прозвучало так «я это естественная реакция на возникающие внешние стимулы и изменения контекста,ограниченная  бедностью собственных способностей и навыков,стиснутая многообразием социальных страхов».

 

Иными словами  идя по цепочке социального партнерства мы все  чаще всего натыкаемся на кентавра,состоящего из двух частей  постоянной и переменной.Постоянная-набор дезадаптивных паттернов- то c чем он «ничего не может поделать» и то,от чего он « не может отказаться».Переменная - вихрь сменяющих друг друга и иерархически неупорядоченных увлечений, целей,внешних команд. « Мой Бог и кто же предо мной..?». Островки призрачной стабильности - те  у кого переменная часть практически вытеснена невыносимымбременем первой- «У меня(у нее) вечно все валится из рук,болеют дети, завал на работе..».В «цепочке партнерства» итогом социальной рефлексии и последующего социального выбора все чаще становится формула «Да пошли вы все..».

Все, описанное выше, - достаточно очевидное следствие иерархически одного из наиболее высоких маятников системной социальной саморегуляции. В данный момент он движется в сторону максимальной вариативности,открытости к новым системным связям и комбинациям.

Понятна,хотя и бесперспективна, попытка остановить или хотя бы смягчить его движение при помощи запретов,регрессии к утраченным ценностям,состояниям,социальным нишам или намордникам –сбиться в стаю-стадо,вернуться к традициям предков,утраченной национальной идентичности,укрыться в башне из столовой кости..

Перспектива как на уровне личности так и социальных подсистем  сегодня уже стала общим местом - в выходе на сущностные,универсальные уровни -начиная от завязшего в зубах,но неминунуемого, устранения эго,снятия чувства собственной значимости и к освоению мета-технологий,отказу от искусственно сконструированных целей в пользу чуткого следования за процессом развития системной целостности.

Сегодня этот путь многими не только принимается,но и практически осваивается. Цель автора-жестко обозначить  неотвратимость выбора и внятно прорисовать  печальную альтернативу этому пути-существование нормального современного человека.

 

 

 

Перейти до дискусійного клубу(прохання вказати назву статті)
Архів новин  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017