Підписатись
Відписатись

 
ВСЕМОГУЩЕСТВО КАК ПОПЫТКА ВОЗДЕЙСТВИЯ

ВСЕМОГУЩЕСТВО КАК ПОПЫТКА ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА    РЕАЛЬНОСТЬ.

                                                                                              ВалерийПустоваров

г. Днепропетровск

         «Мой опыт таков, что всякий раз, когда человек     испытывает всемогущество  он чувствует себя   беспомощным в чем-то. Всемогущество, кажется,  психическим отражением переживаемой физической беспомощности, как в младенчестве, немощной старости, или при тяжелых психических заболеваниях. Но если оно используется в любом другом случае, то порождает беспомощность,  так как является иллюзией

  У. Бион. (Из личного контакта с Джеймсом Гучи.

“Психоаналитическая техника в перспективе Биона”)

                                               

Ежедневная жизнь приносит с собой вызовы, на которые человек должен как-то реагировать. Причем попытка уклониться от вызова является уже своеобразным ответом. Даже изолировавшись от объектов внешнего мира, если такое и представляется возможным, человеку неизбежно придется встретиться с объектами мира внутреннего. Вопрос состоит только в том, как человек реагирует на требования реальности. Контакт с реальностью зачастую столь болезнен, что человек от него уклоняется. Психоаналитики часто встречаются в своей практике с подобным. Любопытно, что некоторые личности даже создают идеологии, в основе которых лежит желание уклониться от реальности, которые навязывают обществу в виде своеобразных религий, терапевтических систем или наукообразных идей. Конечно же, в подобных убеждениях никогда не было недостатка, но особенностью нашего времени является маскировка под современные знания психологии, и попытка придать некоторую научную базу подобным спекуляциям.

 

Одним из ярких примеров подобной активности является фильм “Секрет”, который приобрел достаточно большую популярность среди широких слоев населения. Авторы фильма утверждают, что открыли некий секрет успеха, который передавался в тайне среди различных эзотерических организаций. Которым, якобы, обладали многие великие философы и ученые древности. Под секретом авторы фильма понимают целенаправленное яркое желание, на которое вселенная отвечает реализацией. Авторы предлагают, по их мнению, чисто практический способ получения желаемого. Для этого достаточно, как они заявляют, сконцентрироваться на желаемом, и мир услужливо предоставит возможности для его удовлетворения. Главное уметь страстно желать и не изменять своему желанию. Хотя авторы не забывают о действии для реализации желаемого, но все же оно отходит на второй план. Создатели фильма пытаются подвести некую наукообразную базу, говоря о ценности позитивного мышления, но если вдуматься глубже, то в действительности речь идет о чисто магическом мышлении.     

 

         В 1911 году Зигмунд Фрейд написал статью “Положение о двух принципах психической деятельности,” в которой высказал ряд мыслей по вопросу о реальности. В частности автор писал, что для того чтобы распознать что реально, а что нет, у человека есть специальный психологический аппарат. К этому аппарату он отнес следующее: органы чувств, сознание, которое связано с ними, внимание, призванное обследовать внешний мир в поисках уже известных данных,  память, выполняющая задачу сохранения результатов, суждение, которое должно решить, верна идея или нет,  использование двигательной разрядки при соответствующем изменении реальности, и мышление, которое дает возможность терпеть фрустрацию.

 

Собственно этими средствами человек и пользуется для того, чтобы выжить в мире,  благодаря этому аппарату, и создана культура, и, опираясь на него, человек получает желаемое.

 

Согласно Фрейду,  на ранних стадиях развития личности, когда у ребенка еще нет возможности реального удовлетворения,  и аппарат для тестирования реальности еще не сформирован, задуманное удовлетворяется галлюцинаторным способом. Ребенок просто воображает свое желание реализованным, ощущая определенное удовлетворение. Это период господства  принципа удовольствия, который отойдет на второй план после полного отделения от родителей. Его место займет принцип реальности.

 

Взрослый человек  понимает, что для получения желаемого ему придется прилагать усилия, неизбежно сопровождающиеся, как минимум,  некоторым дискомфортом. В это время возрастает значение органов чувств и связанного с ним сознания. Но старый способ удовлетворения желаний  полностью не исчезает даже при взрослении.

 

Фрейд пишет: “С введением принципа реальности выделилась форма мыслительной деятельности, которая избавлена от проверки реальности и осталась подчинена только принципу удовольствия. Речь идет о фантазировании, которое начинается еще с детских игр, а позднее, продолжаясь в виде дневных грез, отказывается от опоры на реальные объекты”.

 

Но не только беспомощный ребенок удовлетворяет свои желания таким образом. Такую же попытку получить желаемое делают и люди, живущие на примитивном уровне развития культуры. Об этом Фрейд пишет в своей  работе “Тотем и табу”. В ней есть глава, которая называется “Анимизм, магия и всемогущество мысли”.   В ней впервые появляется термин “всемогущество мысли“, который с тех пор  используется в психоанализе.  Фрейд обосновывает утверждение, что примитивный человек чувствует себя беспомощным перед силами природы и не понимает их происхождение. Для понимания происходящего он приписывает природе свойства психики человека. Для воздействия же на нее он использует магию.

 

“Мотивы, заставляющие прибегать к магии, - это желание человека. … у примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности все, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет. Таким образом, первоначально подчеркивается только желание”. Физическая беспомощность ребенка и беспомощность дикаря перед силами природы – вот тот механизм, который стимулирует появление всемогущества – фантазии, что одного желания достаточно для его реализации. Итак, авторы фильма “Секрет”, выдают за открытие всего-навсего архаичный способ удовлетворения желаний, от которых человек отказался в процессе эволюции.

 

Взрослый цивилизованный человек для достижения желаемого пользуется  аппаратом тестирования реальности, о котором упоминалось выше и производит действие, для достижения  цели. Но при этом человеку приходится неизбежно столкнуться как с внешними, так и с внутренними трудностями. Ими неизбежно становятся боль фрустрации и ощущение своей беспомощности. При этом   человек по своей биологической природе стремится к тому, чтобы испытывать удовольствие и избегать неудовольствия. Некоторые люди, с определенной устойчивостью к фрустрации и боли, проходят через них. Но другие не могут вынести боли и разочарований, которые являются неизбежными спутниками реальных достижений, и с отвращением отворачиваются от реальности. Это путь невроза, когда человек частично отворачивается от реальности и путь психоза – когда человек полностью ее отвергает, уходя в мир грез.

 

Под реальностью Фрейд понимал внешнюю реальность. Уже позже, с появлением теории внутренних объектов, появилось представление о внутренней реальности. Это привело к обогащению теории и практики психоанализа и в том числе показало, что человек иногда пытается игнорировать не только внешнюю реальность, но и внутреннюю. Некоторые субъекты, используя подобные защиты, также пытаются создавать целые идеологии.  В нашей культуре примером может служить М. Норбеков с его учением. Согласно этому “учителю”, для того, чтобы добиться хороших терапевтических результатов практически при любой патологии, необходимо просто создать хорошее настроение. При этом игнорируется содержание внутреннего мира, понимание того, что существуют  проблемы, требующие своего решения. Гуру требует улыбку и хорошее настроение. А если что-то не получается, то значит, нужно еще больше улучшить настроение. Система подкупает своей простотой и кажущейся н аукообразностью. В действительности просто рекомендуется метод подавления. Но мне бы хотелось привести клинический пример.

 

Клинический пример.

Пациентка С. 29 лет, обратилась с жалобами на постоянную тревогу, легко достигающую уровня страха смерти, усиливающейся при малейших соматичеких проблемах, а также  в одиночестве, или при каком-то событии, даже незначительном, которое нарушает привычный ход вещей. Часто это приобретало мистическую окраску. Например, поводом к страху могло стать появление голубя на подоконнике, что, по мнению пациентки, предвещает беду, появление цыганки на пути и т.д.

 

Мать с детских лет уделяла большое внимание ее  здоровью. Кутала в пуховое одеяло даже в летний период,  постоянно обследовала на предмет выявления заболеваний. Пациентка помнит, что ежемесячно сдавала кровь на анализы. Мать также водила пациентку к различным ворожкам, которые с помощью магии пытались избавить ее от каких-то проблем.

 

Ее кормили  грудью до трех лет. С. рассказывает, что от нетерпения или от голода, пыталась разрывать платье на груди у матери, добираясь до ее груди. С. сильно перекармливали,  и та была очень полной.  В настоящее время пациентка худая, и никак не может набрать вес. Ее часто тошнит.

 

Отец погиб в автокатастрофе, когда возвращался с работы.  По убеждению С. , мужчины в ее семье исчезают. Один дядя умер, другой постригся в монахи. А третий уехал на заработки в Испанию, где и остался.

 

Имеет сестру старше на 8 лет.  На первый взгляд сестра полная противоположность С. Полна оптимизма и всевозможных идей. Не только не испытывает никаких тревожных страхов, но даже реальную опасность не оценивает как угрожающую. Постоянно меняет род деятельности. Не имея гарантированного дохода, взяла в банках несколько кредитов. В начале своей карьеры случайно заработав деньги, приобрела две квартиры, которые заложила. Продала машину и купила новую, не имея денег, в кредит. Только потому, что захотелось иметь машину с кондиционером, как у ее подруги. И чтобы не ждать месяц, переплатила большую сумму денег.  Имеет массу долгов. Убеждена, что для достижения цели достаточно сильного желания. Однажды С. , придя к ней в гости, заметила доску, на которой были вывешены какие-то фотографии. На вопрос, что это, получила ответ: доска желаний. Оказывается, достаточно постоянно визуализировать свои желания, и они реализуются. Там было все – дом на Канарских островах, дорогая машина и очень дорогие мужские часы. Как оказалось, будущие часы ее будущего мужа. На вопрос, почему же нет фотографии самого мужа, последовал ответ: она есть, только все время падает с доски. Фотография лежала рядом. Это было фото Путина.

 

На первый взгляд два совершенно разных характера. Моя пациентка постоянно озабочена всевозможными тревогами, которые якобы угрожают ее безопасности. В то время как ее сестра не испытывает тревог даже в связи реальными угрозами. Моя пациентка не может выйти замуж. Ее сестра была в браке и имеет ребенка. С. имеет убеждение, что у нее нет мужа, потому что такая судьба у всей семьи. В процессе анализа оказалось, что она абсолютно не может заботиться о другом человеке и от мужчины ждет только, чтобы он заботился о ней.  И те отношения, которые возникали с мужчинами, легко их разрушала своими непомерными требованиями.  С. настроена только на то, чтобы получать, и не хочет считаться с тем, что в реальном мире такие отношения выстроить невозможно. Смерть – неизбежная реальность жизни также не принимается ею. На сессиях часто спрашивает: почему люди умирают? Это несправедливо.

 

На день рождения ей подарили котенка, что вызвало ее тревогу, так как не хотела заботиться ни о ком. Но когда тот внезапно заболел и умер, тяжело переживала, но скорее не утрату любимого объекта, а сам факт смерти, который стал очевиден.

 

В процессе терапии уровень тревог ослабел. Стала реже звонить своей матери, чтобы убедиться, что та здорова. Но С. очень тяжело переносит разлуки с аналитиком, которые с неизбежной периодичностью возникают. Для нее, похоже, это означает принятие реального факта, что у аналитика есть своя жизнь, и он не может полностью принадлежать ей и удовлетворять ее потребности. За месяц до той сессии, пример которой я хочу привести, произошло важное событие. У подруги С. диагностировали рак. С этого момента пациентка стала много молчать на сессиях. При этом не было переживания за жизнь подруги, а была какая-то обида, как будто С. была обманута в  каких-то своих ожиданиях.  Состояние усугубилось тем, что наступило время моего очередного отъезда. 

 

Сессия №  231 Последняя перед моим отъездом.

 

 Молчит несколько минут.

 

С. Сегодня мне совсем не хочется говорить. А хочется, чтобы вы что-то порассказывали.

 

А. В этот момент я почувствовал некоторое раздражение и ответил чуть более резко, чем хотел:  Порассказывал? Что это значит? Как будто вы сводите мои интерпретации и свои ассоциации  к рассказыванию историй, простому заполнению пространства.

 

С. Не знаю, почему вы так это восприняли.

 

(долгое молчание).

 

Я глубже задумался над смыслом ей сказанного, и мне на ум пришла история о сказках, которые рассказывала Шахерезада шаху, с целью продлить свою жизнь.

 

Я. Вы приходите сюда, чтобы убедиться, что все живы. Это главная цель. И тогда то, что здесь говорится, не имеет большого значения. Это как сказки Шахерезады.

 

(Снова долгое молчание).

 

Я стал думать над своей реакцией на ее слова, почему я так эмоционально отреагировал. Ведь пациентка давно в терапии, и знает, что  это не просто рассказывание историй. И тогда я вспомнил ее сестру, которая игнорирует реальность тем, что маниакально от нее защищается, и подумал, что образ сестры репрезентирует на сессии часть самой С.

 

Я.  Когда вы сводите мои интерпретации к рассказыванию историй, то вы хотите сказать, что вы и без них сможете справиться, что они не так уж важны. Таким образом, вы пытаетесь игнорировать не только значение интерпретаций, но и свою тревогу, которая может скрываться в связи с моим отъездом.

 

С. (После некоторого молчания) Может быть.

 

После сессии пациентка выглядела гораздо более спокойной.

 

Современные исследования Биона показали, что Эго реальности формируется путем интернализации в качестве своего ядра объекта, способного мыслить. Речь идет об интернализации Эго матери. В таком Эго реальности существует различие между сознательным и бессознательным, а также потенциальная способность различать между видением, воображением, фантазированием, сновидением, бодрствованием и сном.

 

Неспособность развить Эго реальности может объясняться неспособностью матери  познавать сообщения младенца, переданные при помощи его первого опыта коммуникации – проективной идентификации, и стремлением немедленно эвакуировать неприятные переживания, а не удерживать некоторое время и размышлять над этим.  В этом случае остается  неудовлетворенной фундаментальная потребность младенца в отличном от него самом объекте, не эвакуирующем то, что причиняет неудовольствие, но способном это контейнировать. Очевидно, это и произошло в случае  С.  На это указывает тот факт, что ее сестра также страдает от невозможности принять реальность, хотя выработала иные защиты от переживаний. А также то, что ее мать вместо того, чтобы выдерживать тревогу младенца, эвакуировала ее в ребенка,  перекармливала, а в дальнейшем постоянно направляла к врачам и всяким целителям. 

 

Существуют и другие причины, в силу которых может не сформироваться Эго реальности. Это чрезмерная врожденная зависть к способности матери контейнировать чувства и сильная ненависть к реальности. Что приводит к агрессивному нападению на собственные психические способности, и  вызывает, в конечном счете, психоз. Таким образом, формирование нормальной психики зависит как от матери, так и от младенца. В противном случае происходит катастрофа психической жизни. Вместо мышления, основанного на принципе реальности и символической коммуникации с самостью и другими объектами, происходит аномальное расширение Эго удовольствия, сопровождающееся чрезмерным использованием расщепления и проективной идентификации. Всемогущество замещает собой мышление, а всезнание — научение из опыта в катастрофически спутанном, неразвитом и хрупком Эго.

 

Бион пишет: “чувство реальности так же важно для индивидуума, как и еда, питье, воздух и выведение отходов. Неспособность правильно есть, пить или дышать приводит к катастрофическим для жизни последствиям. Неспособность использовать эмоциональный опыт порождает подобную катастрофу в развитии личности; к числу таких катастроф я отношу психотические разрушения различных степеней, которые можно назвать смертью личности” ( LearningfromExperience).

 

Фрейд делит историю человечества на три большие фазы: анимистическую, религиозную и научную. Всемогущество мыслей эволюционирует во всех трех фазах. В анимистической фазе человек приписывает себе всемогущество и считает, что с помощью магии может воздействовать на мир. В религиозной стадии он отказывается частично от всемогущества и приписывает его богам. Считая при этом, что с помощью молитв и жертвоприношений можно на них воздействовать. В научную же фазу человек полностью отказывается от всемогущества. ”В научном миросозерцании нет больше места для всемогущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям”.

 

Обращение к архаичным методам в попытках воздействовать на реальность обречено на провал. Это ошибочно как с эволюционной точки зрения, так и психологически неоправданно. Обращение к регрессивным способам защиты от реальности приводит к шизофренизации психики. К тому же, имитация успеха не есть сам успех, и подражание здоровью таковым не является. Ссылки авторов на древность их учений также неоправданны. Уже в древние времена знали, что это путь ошибок и заблуждений.

 

“На цыпочках долго не простоишь.

 

Подпрыгивая, далеко не уйдешь”. (Дао-дэ-дзин. Чжан 24)

 

Только сосредоточившись на своей проблеме, а не закрывая на нее глаза, можно ее решить.

 

“Познав свою белизну,

 

сосредоточься на своей черноте”.

 

 (Дао-дэ-дзин.Чжан 28).

 

Только принятие своей беспомощности парадоксальным образом усиливает личность. Это просто и изящно сформулировано в одном средневековом японском тексте, который описывает поведение самурая.

 

“Когда идет косой холодный дождь, люди ведут себя по разному.

 

Одни суетятся, и бегут, согнувшись, другие идут спокойно, расправив плечи.

 

Но промокают все”.

 

    Литература:

 

1. Фрейд З. “Положения о двух принципах психического события”. В Кн.

 

     З. Фрейд “Психология бессознательного”. Москва. ООО Фирма СТД

 

     2006. Под ред. Боковикова.

 

2. Фрейд З. “Тотем и табу”. В кн. Зигмунд Фрейд “Я и оно”. “Эксмо-пресс”.     

 

     Москва 1998.

 

3. Бион У. Отличие психотических личностей от не психотических.

 

4. Бион У. Научение через опыт переживания.

Перейти до дискусійного клубу(прохання вказати назву статті)
Архів новин  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017